Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве: точка зрения педагога 20.01.2025

В рамках обмена педагогическим опытом один из педагогов школы, работающих с дошкольниками, предлагает поразмышлять о том, как можно формировать элементы профориентации уже в раннем детстве

«Формирование элементов профориентации в дошкольном детстве!»

Как известно глобальная проблема, с которой сталкиваются педагоги и психологи, и конечно сами дети, – это самоопределение в старшем школьном возрасте, профориентация. Педагоги и психологи всего мира пытаются решить эту проблему, предоставляя детям и их родителям ряд программ и проектов, позволяющих, определить профессиональные интересы детей и выработать стратегию обучения, в России это такие проекты как «Билет в будущее» (Мин.просвещения), «Россия – мои горизонты», сотрудничество с колледжами профессионального образования, с высшими учебными заведениями и многое другое.

Казалось бы, выбор есть, но сделать его ребенку по-прежнему очень трудно, почему же?

В проводимом мною исследовании, я вынесла предположение, что проще всего дать ребенку возможность вспомнить к чему он стремился в детстве, в том нежном возрасте, когда целая армада советов, поучений, примеров, информации и моды еще не свалилась на голову юного человека!

Исследуя особенности дошкольного возраста, я выяснила, что отчетливее всего таланты и интересы детей видны в возрасте 2-4 лет, в это время дети еще преимущественно живут в своем аутентичном мире, а навязанные взрослыми ценности еще не укрепились в их сознании.

В играх, игровых занятиях, элементарной трудовой деятельности, посредством знакомства с произведениями художественной литературы в дошкольных учреждениях можно и нужно проводить работу по ознакомлению с миром профессий, формировать предпосылки к дальнейшему профориентированию.

Как говорится в крылатой фразе, «Устами младенца – глаголит истина!».

И нужно постараться не упустить возможность открытия этой истины в детстве!

А теперь, обо всем по порядку…

Вот человек родился, окреп и пришел в детский сад (возможно остался на домашнем воспитании), он еще совсем маленький и не знает, что такое профессии, не думает об этом, его увлекают игры с предметами, чтение потешек, наблюдения.

Но со временем кругозор малыша расширяется, и он уже может похвастаться элементарными знаниями о профессиях, таких как врач, пожарный, полицейский.

Вероятно, он уже знает, кем работают его родители.

Но именно в промежутке между этими двумя состояниями есть период, когда ребенок выбирает какую-то конкретную деятельность, которая его особенно увлекает и доставляет ему колоссальное удовольствие!

Например, я наблюдала, как один мальчик в 3 года очень любил строить из конструктора, и несмотря на недостаток умений и знаний, всегда старался довести дело до конца. Как правило, этот вид деятельности увлекает ребенка снова и снова, и становится частью его ежедневных привычек.

Кого-то увлекают наряды, кого-то забота о слабых, кто-то постоянно играет в дочки матери, а кто-то предпочитает рисовать. Конечно, это могут быть и фрагменты домашнего воспитания, но все-таки естественные потребности и интересы ребенка тут лидируют.

В процессе занятий по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром также можно проводить всевозможные мероприятия и игры, направленные на профессиональную ориентацию детей в будущем, например, интервью «Кем я стану, когда вырасту!». Такие видеозарисовки мы дарили ребятам на память для того, чтобы у них была возможность просматривать при необходимости и желании.

Как показала практика, яркие воспоминания и ситуации, случившиеся с детьми в дошкольном детстве, остаются в памяти на всю жизнь! Поэтому чем ярче будут проходить игры и занятия, в том числе направленные и на выбор будущей профессии, тем легче взрослому человеку будет сделать правильный выбор в будущем!

Федеральный государственный стандарт предлагает педагогу поддерживать инициативу детей. И это прекрасно, ведь именно через инициативность, а не принуждение, потенциал каждого маленького человека может раскрыть. Как часто мы слышим от студентов высших учебных заведений, что учеба неинтересна и непонятна, так как не они выбирали свой путь, а родители или кто-либо еще. Так вот, поддержка инициативы детей в дошкольном детстве, и, впоследствии, сохранение этого приоритета на всех остальных ступенях образования в значительной степени увеличат возможность принятия самостоятельных решений школьниками, и, как следствие, принятия всех последствий своих, а не чужих решений!

В моей работе я максимально стараюсь реализовать этот принцип через творчество, мобильность (проект «Пространство без границ»), и конечно же игру! Трансформируемая среда в дошкольном учреждении, несомненно, очень помогает в постановке и достижении наших с детьми и их родителями общих целей и задач. Дети не просто могут легко организовать сюжетно-ролевую игру, включающую в себя в том числе и знакомство с профессиями, но, что немаловажно, у них формируется понятие своей причастности ко многим процессам, которые происходят вокруг них ежедневно, складываются полезные привычки и навыки по самообслуживанию и трудовому воспитанию.

Таким образом, в заключение своей статьи хочу пожелать нашим детям найти во взрослом возрасте свою истинную профессию, а взрослым только помогать им в этом!

Платонова Наталья Николаевна
воспитатель корпуса 922а